Главная/ статьи /звуковая сцена в автомобиле ч.2

за что выставляются оценки

 

Звуковая сцена в автомобиле.

Часть 2.

 

     Качественное и точное восприятие звуковой стереокартины возможно при расположении слушателя на равном удалении от источников звука. В салоне автомобиля это не так. Довольно долго создание в автомобилях приемлемых условий восприятия стереозвучания представлялось большинству специалистов задачей неразрешимой, да и не слишком необходимой. Поверьте на слово: если в рекламном проспекте фирма - изготовитель машины декларирует наличие высококлассной аудиосистемы, то это всего лишь рекламный ход,  т.к. ни один автопроизводитель не нацелен на  вложения «лишних» средств в производство и под обшивкой находятся «алпайны», «бозе» и «марк левинсоны» самой низкой ценовой категории. Звук есть, а настоящего качества нет, поверьте нам.

       Следующая важнейшая характеристика - способность правильно передавать звуковую стереокартину.

Для описания её специалистами IASCA было предложено следующее определение:

«ЗВУКОВАЯ СЦЕНА - результат пространственного восприятия слушателем воспроизводимого музыкального сигнала». Для качественной передачи сцены важно не только формирование переднего плана, но и создание эффекта присутствия. Пришло время вспомнить и о «заполненном заднем плане». Напряжем свою память и представим, как звучит музыка при «живом» исполнении в концертном зале. Звук обволакивает нас со всех сторон, хотя музыканты находятся перед нами. Ощущение объемности звучания создают многообразные отражения. Весь объем зала заполнен рассеянным и отраженным  звуком, что и характеризует задний план. Добиться такого звучания, по возможности не устанавливая тыловых динамиков  - высший уровень инсталляции.

   Оценку качества передачи звукового пространства в автомобиле специалисты IASCA определили такими вот терминами: положение слушателя относительно сцены, ширина сцены, её высота, глубина, локализация стереообразов и наличие эффекта присутствия.

      ПОЛОЖЕНИЕ СЛУШАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СЦЕНЫ. В большинстве случаев исполнители на концерте находятся на сцене перед вами,  но в некотором отдалении, словно вы сидите в концертном зале в том самом восьмом ряду, известном по популярной песне популярного латвийского композитора.

      ШИРИНА СЦЕНЫ. В то же время получение широкой звуковой сцены вполне реально. Самые неудачные в отношении этого критерия системы создают ощущение звука, исходящего из одной точки, будто за воспроизведение отвечает один динамик. Это называется узкой звуковой сценой и считается крупным недостатком. Более успешные системы уже проявляют правую и левую границы, но эти границы не распространяются за пределы салона. У наиболее выдающихся аудиоустановок  границы сцены не ограничиваются объемом салона.  Создается ощущение, что самые крайние источники звука находятся за пределами салона (например, на наружных зеркалах). Наивысшее искусство в формировании звуковой сцены - это когда при её большой ширине отсутствует «дыра» в середине. Широкую, но с «дырой», где, как кажется, нет источников звука, сделать довольно просто. Без «дыры», но узкую - ещё проще. Широкую и без провала в центре - архисложно.

 

      ВЫСОТА СЦЕНЫ. Идеальная высота сцены - на уровне глаз слушателя. Слишком низкая сцена словно направляет взгляд слушателя в пол, слишком высокая же заставляет «воздеть глаза небу». Однако помимо просто высоты, есть ещё понятие стабильности этой высоты. Ощущение высоты кажущихся источников звука не должно меняться в зависимости от положения источника звука (слева, справа, в центре). Например, играют гитарист слева, ударник - в центре, трубач - справа. В системе с низкой (к примеру), но стабильной сценой все исполнители будут находиться как бы на уровне спидометра. Все трое. В системе с нестабильной по ширине высотой сцены гитарист и трубач могут оказаться ниже ударника, а случись кому-то из них переместиться вдоль сцены, они словно пойдут по горбатому мостику. Идеально, когда и высоко, и стабильно (чересчур высокая звуковая сцена на практике - редкость).

      Другой вид нестабильности, тоже очень распространённый - нестабильность по частоте. Это когда кажущееся положение источника звука по высоте зависит от его частоты. Мужской голос оказывается на уровне приборной панели, например, а женский парит над ней. Хотя это ещё полбеды. В системах с очень нестабильной по частоте сценой бывает так, что одна и та же певица, когда берет высокие ноты, вроде как стоит на сцене, а когда низкие - ложится на неё, что никак не соответствует главному определению высококачественного звучания: «как в жизни». Современные как бы певицы, конечно, делают и такое, но их с хорошим качеством и не записывают, можно не беспокоиться.

 

      ГЛУБИНА СЦЕНЫ. В профессиональной русской терминологии это часто называют «эшелонированием». Оба термина определяют расположение музыкантов на сцене по мере их удалённости от слушателя. Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и вы легко сможете определить, как они расположились на сцене.

      ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ. Это то явление, которое дает вам чувство реального пространства концертного зала. Речь пойдёт об эффекте присутствия, который даёт правильно воспроизведенная высококачественная стереофоническая запись. Создаваемый «правильной» стереосистемой эффект присутствия позволяет вам почувствовать себя слушателем настоящего живого концерта в настоящем концертном зале. Вот это и есть истинный эффект присутствия, в отличие от искусственного. Так же как и «звуковая сцена», этот термин относится к тому, насколько достоверно воспроизводится стереофоническая запись в смысле расположения и разделения кажущихся источников звука. В воссоздании звуковых образов выделяют два аспекта: локализация и фокусировка.

 Локализация означает, что источник звука находится ТАМ. А фокусировка - что он находится ИМЕННО ТАМ. Система с хорошей локализацией позволяет однозначно определить положение источника звука на сцене (слева, слева ближе к центру и т.д.). Фокусировка звукового образа проявляется, главным образом, его кажущимися размерами. В системе с хорошей локализацией, но неудовлетворительной фокусировкой звук гитары может исходить оттуда, откуда надо, скажем, из середины сцены, но сам инструмент будет казаться неестественно огромным, в виде звучащего размытого облака.

       В оценке указанных параметров собственно и заключается судейство автомобиля.

В следующей статье мы постараемся раскрыть  нюансы обеспечения качества звучания и некоторые тонкости инсталляции аудиосистемы.

 

Ваша корзина
Товаров:
На сумму:

Ваша корзина пуста

Перейти в корзину

Каталог

Новости

Подогрев сидений для ВАЗ Калина

Встраиваемый комплект подогрева сидений для ВАЗ Калина

Бюджетный GPS радар-детектор

НОВИНКА! Недорогой спутниковый антирадар для России.

Распродажа SIMONI RACING из Италии!

SIMONI RACING - эта фирма являясь конкурентом MOMO производит элементы тюнинга и стайлинга на Аппенинском полуострове.