сабвуфер своими руками

 

Для начала определимся какой тип оформления нужен: закрытый ящик, ФИ (фазоинвертор), бандпасс или акустический экран.

Это можно определить по  показателю  Fs/Qts ( указывается на коробке или в описании головки) .

Если величина Fs/Qts составляет 50 или меньше, то динамик предназначен для закрытого ящика.

  По внешнему виду такой динамик можно узнать по тяжелому  диффузору и мягкому подвесу  (что дает низкую резонансную частоту), не очень большому  магниту  (чтобы добротность была не слишком низкой), длинным звуковым катушкам (поскольку ход диффузора у динамика, работающего в закрытом ящике, может достигать довольно больших значений).

 

    Для работы в фазоинверторе подходят динамики, у которых показатель Fs/Qts составляет 90 и больше. Внешние признаки таких головок: легкие диффузоры и объемные магниты.

   Для бандпассов подходят практически те же динамики, что и для фазоинверторов, а для двойных или квазиполосовых - они же или, что более желательно, головки с показателем Fs/Qts равным 100 и выше.

   Для применения в режиме "бесконечного экрана" (задняя полка и работа на объем багажника) надо выбирать динамик с высокой полной добротностью не меньше 0,5  и резонансной частотой не ниже 45 Гц. Такой динамик можно определить по жесткому подвесу.

Если сабвуферной головки еще нет, то по этим показателям Вы определитесь с  выбором.

В зависимости от музыкальных предпочтений, можно посоветовать то или иное акустическое оформление:

Закрытый ящик – выбор тех, кому не нужна высокая громкость, но нужен четкий, «музыкальный» бас.

 При помещении головки в закрытый объем ящика меньше эквивалентного Vas, происходит повышение резонансной частоты Fs . Если объем ящика равен Vas, то Fs вырастает в 1,4 раза, если объем равен половине Vas, то Fs вырастет в 1,7 раза. То есть частоты глубокого баса будут воспроизводиться слабо. Это плохо. Но, при нахождении сабвуфера в салоне автомобиля, происходит подъем нижних частот вследствие компрессии. Эти частоты зависят от объема и формы салона. Значит, прикинув Fs ящика, можно подогнать его под  граничную частоту салона и получить более-менее ровную частотную характеристику.

Например, резонансная частота салона ВАЗ 2109 = 60-70 Гц, наш сабвуфер получился с Fs, равной 55 Гц. Накладываем две эти кривые и получаем, то, что нужно.

С другой стороны, в салоне Оки (Fs=80Гц) наложение частот даст усиление в диапазоне 60-80 Гц и получится т.н. «горб», т.е. частоты от 60 до 80 Гц будут слышны громче остальных.

 А если взять универсал с частотой 45 Гц, то появится провал от 40 до 60 гц.

Более – менее разобрались?

 

 В магазинах можно купить готовые сабвуферы в закрытом корпусе. Они небольшого объема (кто ж купит ящик наполовину багажника?) и посредственного исполнения. Это компромиссное решение для тех, кто не хочет заморачиваться по поводу качества баса. Конечно, готовый саб можно доработать, но незначительно.

Первое, на что нужно обратить внимание – это герметичность. Объем воздуха, заключенный  в ящике, должен быть постоянным. На деле же большинство ящиков «свистят», т.е. негерметичны. Как это проверить?

Нажимаете плавно на диффузор динамика (только не порвите его) и резко отпускаете. Герметичный сабвуфер медленно, очень медленно вернет диффузор на прежнее расстояние. «Свистящий» отпустит головку почти сразу. Бас из такого «сабвуфера» будет нечеткий, размытый и гудящий.

Найти утечку и устранить можно. Но как изменить резонансную частоту?

Добавляем в ящик наполнитель – синтепон или что-то похожее. Весь ящик забивать не надо. Наполнитель должен быть рыхлым. Воздух, сжимаясь, изменяет температуру, а наполнитель сглаживает эти температурные изменения, тем самым добавляя виртуальный объем в ящик. Так можно «увеличить» объем  до +30%, а это немало. Правда с расчетами уже придется туго, лучше делать замеры АЧХ.

Дальше мы определимся с выбором материала, программой для расчета, грамотной сборкой и настройкой сабвуфера.   ДАЛЬШЕ...

Сдвоенный сабвуфер

 

Ваша корзина
Товаров:
На сумму:

Ваша корзина пуста

Перейти в корзину

Каталог

Новости

Подогрев сидений для ВАЗ Калина

Встраиваемый комплект подогрева сидений для ВАЗ Калина

Бюджетный GPS радар-детектор

НОВИНКА! Недорогой спутниковый антирадар для России.

Распродажа SIMONI RACING из Италии!

SIMONI RACING - эта фирма являясь конкурентом MOMO производит элементы тюнинга и стайлинга на Аппенинском полуострове.